Белянина Ирина Владимировна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ

 «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»

Джон Дьюи.
В настоящее время наш педагогический коллектив, как и многие ДОУ России, интенсивно внедряет в работу различные  инновационные технологии. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Мы считаем, что принципиально важной стороной во всех  педагогических  технологиях  является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с взрослым, а он направляет их энергию на эффективное познание. Шалва Александрович Амонашвили, еще в 1960 году выделил среди  широкого круга проблем образования  «сотруднические отношения учителя с учениками, педагогическое общение, уважающее и утверждающее личность Ребенка…» [1, С.64].  Шалва Александрович был первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества, синтезировав опыт предшественников и современников (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко).  

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже нет, пожалуй, ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы своё применение. Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли мы, взрослые. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образование с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).  Сегодня уже невозможно представить себе современный детский сад без использования информационно-коммуникационных технологий, будь то просто приготовленная презентация POWER POINT, компьютерная обучающая программа или скаченные материалы из сети Интернет. На сегодняшний день одним из самых неизведанных вопросов для педагогов остается использование интерактивных досок  в образовательной деятельности,

Недавно  и в нашей подготовительной группе появилась мультисенсорная интерактивная доска  EliteBoard. Это просто чудо техники, педагоги, которые попробовали их в своей работе, поймут и поддержат меня. Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысились: интерес к предстоящей деятельности, устойчивость внимания, скорость мыслительных процессов. Наш небольшой опыт применения интерактивной доски показывает, что образовательная деятельность стала более привлекательной для дошкольников. Интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию детей. Интерактивная доска используется нами практически в процессе всех видов НОД, в праздниках и развлечениях. Работа с интерактивной доской позволила по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет нам моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. Например, при погружении в лексическую тему «Перелетные  птицы» в процессе НОД  по ознакомлению с окружающим миром дети в парах с удовольствием составляли на доске птичьи семьи, играли в интерактивную игру «Четвёртый лишний», обобщали знания о внешнем виде перелетных птиц в игре «Клювы, лапки и хвосты» - составляли на доске из отдельных частей тела птицу. На логопедическом занятии в интерактивной игре «Назови ласково» дети упражнялись в словообразовании, выполняли звуко-буквенный анализ слов по лексической теме «Перелетные  птицы». В течение всей недели мы отмечали стойкий познавательный интерес на занятиях. Нам было проще привлечь и удерживать более длительное время внимание детей. При работе с интерактивной доской снизилась утомляемость  детей, так как учебный материал предъявляемый детям отличался наглядностью, яркостью образов и динамичностью, каждый ребенок участвовал в деятельности, мог проявить  активность и самостоятельность. Интерактивная доска создает условия для проявления и реализации индивидуальных интересов и способностей каждым ребенком, выражения своего Я в соответствии с принятыми моральными нормами и правилами.

Использование интерактивной доски  позволяет нам решать проблему социализации дошкольников. Социализация является важным условием развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми.Наша интерактивная доска делает возможность одновременной  работы  на ней нескольких человек. Многие игры, которые мы проводим с использованием интерактивной доски, дают возможность  каждому ребёнку для взаимодействия в парах, тройках,  малых и больших группах, что  неоценимо для развития общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками, формирует готовность к совместной деятельности.  Дети учатся договариваться между собой, уступать, прислушиваются к мнению других людей, понимают, что все мы разные, становятся толерантнее. Чудесно, если ребенок умеет увидеть в другом человеке  какие-то способности, возможности.  У каждого ребёнка появляется  возможность для проявления самостоятельности, инициативы, активности. Большая площадь поверхности  интерактивной доски превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. Используя крупные яркие изображения, передвигая буквы и цифры, составляя слова, оперируя геометрическими фигурами и различными объектами просто пальцами, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения. Умение ребенка позитивно общаться позволит в дальнейшем ему комфортно жить в обществе людей; быть успешным, благодаря общению он не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Таким образом, в процессе образовательной деятельности с использованием интерактивной доски  происходит положительная социализация,  индивидуализация обучения, развитие психических процессов у  воспитанников, создание благоприятного эмоционального фона. Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивной доски в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами и инновационными технологиями значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников.

Библиографический список

 

1. Амонашвили Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа). М., 2010.

2.Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
3. Ревнивцева Р. М. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 67-69.

4. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
5. Хожателева Е. О. Информационно–коммуникационные технологии в дошкольном образовании // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 111-112. 

17 января 2018 в 18:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.